Рыжеволосые более подвержены раку кожи

Рыжий рыжий конопатыйРак кожи представляет собой злокачественную опухоль, развивающуюся из эпителиального слоя кожных покровов. Эта форма рака возникает преимущественно на открытых участках тела (лицо, ушные раковины, височная область) и поражает в равной степени, как мужчин, так и женщин. Статистика показывает, что за последние годы количество новых случаев заболевания начало резко расти. Дать однозначный ответ о причинах такого роста специалисты до сих пор пока не могут. Некоторые факторы, как уже было установлено ранее, способны повлиять на развитие данного заболевания, но что именно включает механизм развития онкологии еще не ясно. Общепринятыми факторами риска на данный момент принято считать такие этиологические составляющие, как ультрафиолетовое излучение, солнечную радиацию, воздействие химических канцерогенов, ионизирующую радиацию, предрасположенность к родинкам, наследственный фактор. Кроме того следует отметить, что существуют определенные признаки, по которым люди попадают в группу риска возникновения этой формы рака. К одному из таких признаков относят рыжий цвет волос. Ранее уже неоднократно отмечалось, что рыжеволосые люди чаще страдают проблемами кожных покровов. Однако в данном исследовании специалистам удалось объяснить, почему рыжие люди настолько уязвимы перед раком кожи, и в особенности перед одной из наиболее опасных форм – меланомой.

В ходе научного исследования ученые выяснили, что рыжеволосые люди больше подвержены риску развития меланомы, потому что в результате генетической мутации, связанной с рыжим цветом волос и светлой кожей, нарушается способность рецепторов пигментных клеток кожи связываться с одним из "противораковых" белков. Особое внимание ученых привлек белок MC1R, вариации которого имеют прямую взаимосвязь с рыжим цветом волос, светлой кожей и уязвимостью перед ультрафиолетовыми лучами. Исследователи обнаружили, что "нормальная" форма MC1R защищает ракоподавляющий белок, называемый PTEN, от разрушения в процессе воздействия на клетки ультрафиолетового излучения. Ультрафиолетовый излучение присутствует в лучах солнца, а также искусственные источниках, таких как солярии. Версия мутирующего гена MC1R (RHC вариация), присутствующего у рыжеволосых людей, не защищает PTEN белок, в результате чего и происходит его разрушение под воздействие УФИ и возрастает риск развития меланомы.

В лабораторных условиях, воспользовавшись образцами кожи животных и человеческими тканями, ученые смогли отследить, как УФЛ влияют на MC1R белок, и как после этого воздействия белок взаимодействует с другими белками. Белок PTEN подавляет образование опухоли и находится в незначительном количестве в образцах меланомы.

В результате выяснилось, что под воздействие ультрафиолетового излучения белок MC1R связывается с PTEN белком, защищая его от разрушения. Однако RHC вариация, присутствующая как раз у рыжеволосого населения, не проявляла никакой активности и не выполняла защитной функции. В пигментных клетках кожи под воздействие УФЛ происходило преждевременное старение, и клетки со временем переставали делиться.

Таким образом, в норме рецептор MC1R связывается с белком PTEN, который подавляет рост раковых клеток. Но мутации гена, кодирующего MC1R, у рыжеволосых людей повреждают этот защитный механизм. Поэтому под действием ультрафиолета в клетках с этой мутацией разрушается больше противоракового белка. Подобное открытие поможет разобраться в причинах развития столь сложной формы рака и в дальнейшем будет способствовать разработке новых лекарственных препаратов, которые смогут справиться с раком кожных покровов. И, конечно, же в очередной раз предостережем от нахождения под ультрафиолетовым излучением!

1/09/2013