Найден белок, защищающий клетки мозга при инсульте

Клетки CA3По данным статистики, инсульт занимает третье место среди причин смерти, а 70-80% людей, выживших после инсульта, становятся инвалидами. В организме при нарушении мозгового кровообращения по каким – либо причинам происходит повреждение тканей мозга, а также расстройство его функций. В результате этого у человека возникают такие отклонения, как нарушения сознания, оглушенность, сонливость, кратковременная потеря сознания, сильная головная боль, тошнота, головокружение. Помимо общемозговых симптомов появляются и очаговые, которые зависят от участка пораженного мозга. Диагностировать инсульт можно при помощи МРТ, КТ, они позволяют идентифицировать кровоизлияние в мозг, участки ишемии, оценить распространенность повреждений. Первоочередное лечение в большинстве случаев направлено на устранение сердечно - сосудистых расстройств, улучшение кровоснабжения мозга, устранение нарушений дыхания. В дальнейшей реабилитационной терапии огромное значение тут отводится лечебной гимнастике, массажу, полному эмоциональному покою, так как эти составляющие способны повлиять на течение реабилитационного периода.

Но, не смотря на все достижения современной медицины, ученые пытаются найти более эффективные способы борьбы с этим заболеванием, которые позволят сократить показатели смертности и инвалидности в несколько раз. Так в ходе одного из научных экспериментов удалось выяснить, что часть мозга способна защитить себя от повреждений вызванных инсультом. Подобное открытие может послужить первым шагом на пути к разработке нового вида лечения.

Исследование механизма возникновения повреждений

Для того чтобы изучить ткани головного мозга и поведение клеток при инсульте, а также выяснить причину большей устойчивости некоторых клеток головного мозга к повреждениям и недостатку кислорода, ученые провели клиническое исследование с участием лабораторных крыс. При нарушении притока крови к части мозга, как например, в случае ишемического инсульта сгустки крови блокируют кровоток, пострадавшие нейроны погибают из – за нехватки кислорода. Даже при своевременном лечении этот недостаток кислорода может привести к повреждениям тканей и инвалидности. Тем не менее, нервные клетки в области гиппокампа, как выяснили ученые, оказались более устойчивыми к временной нехватке кислорода, вызванной повреждениями, при которых поток крови временно полностью приостанавливается. Причины такой резистентности не были известны, поэтому специалисты попытались выяснить, в чем заключается особенность этих клеток.

Роль белков в самозащите мозга

В лабораторных условиях ученые провели временное блокирование притока крови к передней части мозга животных, чтобы воссоздать приближенную ситуацию инсульта. После этого им удалось отследить, какие белки присутствовали в устойчивых клетках- CA3, а какие в более уязвимых образцах- CA1. Целью было увидеть, вырабатывают ли CA3 клетки специальный белок, защищающий их от повреждений. Кроме того, специалисты попытались заблокировать выработку этих белков и проследить поведение клеток при временной недостаче кислорода и глюкозы. Также ученые изучили влияние подавления выработки белков на функцию гиппокампа, клетки которого участвуют в сборе и сохранение пространственной информации.

В результате было установлено, что клетки CA3 вырабатывают ряд белков в ответ на воздействия при инсульте. Особый интерес представлял белок хамартин, уровень которого в клетках значительно увеличивался уже при 10 минутной нехватке кислорода. Даже после восстановления кровотока его высокий уровень сохранялся в течение 24 часов. Блокировка выработки белков в лабораторных условиях показала, что все клетки, включая и CA3, погибают при недостатке кислорода и глюкозы.

Благодаря научному эксперименту с крысами, ученые смогли установить, что восстановиться после инсульта клеткам помогают белки, а в частности хамартин. Специалисты считают, что стимуляция его выработки позволит выжить значительно большему числу клеток. Это открытие приведет к разработке новые препаратов, которые имитируя действие белка, смогут значительно снизить последствия перенесенного инсульта.

7/03/2013