Лечение и контроль ДЦП

Церебральный паралич не подлежит излечению, однако поддерживающая терапия зачастую позволяет расширить доступные ребенку возможности и улучшить его состояние. Многие дети впоследствии ведут практически нормальную взрослую жизнь, при условии, что с ними была проведена соответствующая работа. Чем раньше начинается лечебный курс, тем легче детям преодолеть свои отклонения в развитии и освоить новые способы выполнения повседневных задач.

Не существует стандартной терапевтической стратегии, которую можно было бы применить для каждого пациента, страдающего ДЦП. Как только диагноз поставлен и подтверждён (определён тип церебрального паралича), с ребенком и его родителями будет работать команда специалистов для выявления конкретных нарушения и потребностей, после чего будет создан соответствующий индивидуальный план решения выявленных проблем и улучшения качества жизни ребенка.

Методики

Комплексный план контроля над церебральным параличом будет разработан медицинскими работниками, специализирующимися на:

  • Физиотерапии. Необходима для улучшения походки и ходьбы, нормализации спастических мышц и предотвращения деформаций;
  • Трудотерапии. Разрабатывается компенсирующая тактика для выполнения повседневных действий: одевания, хождения в школу, участия в обыденных мероприятиях;
  • Логопедии. Решаются вопросы, связанные с расстройством глотания, речи и иными нарушениями, препятствующими общению;
  • Консультациях и поведенческой терапии. Данная сфера терапии помогает разрешить эмоциональные и психологические потребности;
  • Медикаментах. Препараты, предназначенные для контроля припадков, облегчения болевых ощущений и расслабления мышц;
  • Хирургии. Применяются вмешательства, направленные на освобождение напряженных мышц или исправление анатомических аномалий;
  • Ортопедии. Для того чтобы компенсировать дисбаланс мышц, увеличить независимую мобильность, а также улучшить осанку и ходьбу - применяются скобы и другие ортопедические устройства;
  • Механических средствах. Сюда включены инвалидные коляски и ходунки для людей, неспособных к самостоятельному передвижению;
  • Средствах связи, включающие в себя компьютеры, синтезаторы голоса и иные устройства, которые применяются с целью обеспечения возможности общения для людей с сильными нарушениями речи.

Врачи используют результаты исследований и оценочные шкалы для определения уровня детской инвалидности и последующего принятия решения о том, какие выбрать процедуры, сроки и стратегию вмешательства. Программы раннего вмешательства, как правило, предполагают прохождение всех необходимых терапевтических мероприятий в едином центре. Такие центры также часто предлагают услуги няни, группы поддержки и временный уход за ребенком.

Специалисты

Во врачебный коллектив, осуществляющий лечение ребёнка, пораженного ДЦП, как правило, входят:

  • Лечащий врач. К примеру, педиатр, детский невропатолог или педиатр-физиотерапевт, который специализируется на помощи в развитии умственно отсталых детей. Такой врач в большинстве случаев является лидером команды, объединяет профессиональные советы всех специалистов в комплексном плане лечения, гарантирует, что данный план будет осуществлён должным образом, и следит за развитием ребёнка на протяжении нескольких лет;
  • Ортопед. Хирург, специализирующийся на лечении костей, сухожилий, мышц и иных частей скелета. Ортопед занимается диагностикой и лечением нарушений работы мышц, обусловленных детским церебральным параличом;
  • Физиотерапевт. Врач, разрабатывающий и реализовывающий специальные программы упражнений, направленные на улучшение общего физического состояние пациента и его функциональной мобильности;
  • Специалист по терапии труда. Профессиональный врач, преподающий навыки, которые необходимы пациенту в повседневной жизни;
  • Врач-дефектолог. Специалист, занимающийся диагностикой и лечением нарушений, связанных с речью и глотанием;
  • Социальный работник. Специалист, помогающий больным и их семьям найти помощь со стороны общества и соответствующие образовательные программы;
  • Психолог. Врач, помогающий больному и его семье справиться с психологическим напряжением, вызванным проявлениями ДЦП. В ряде случаев психологи могут также контролировать терапию, целью которой является изменение бесполезных или деструктивных поведенческих программ;
  • Педагог. Играет особенно важную роль в том случае, если пациент страдает от умственной отсталости, или проявления ДЦП создают проблемы для получения образования.

Вне зависимости от возраста пациента и вида используемой терапии, лечение проводится не только в условиях лечебного центра. Большая часть работы выполняется на дому. Работающие с больным специалисты зачастую выступают в роли тренеров, разрабатывая родителям и пораженным ДЦП детям методы и стратегии поведения, которые применяются затем в повседневной жизни. Исследования показали, что поддержка со стороны семьи и личная решимость пациента – это два наиболее важных фактора, играющих роль в оказании помощи людям с церебральным параличом.

В то время как освоение специфических навыков является важной задачей, которую необходимо решать ежедневно, конечной целью лечения является помощь детям в подготовке их к взрослой жизни.

По мере взросления ребенка, подверженного ДЦП, потребность в лечении, набор применяемых терапевтических методик и вспомогательных услуг, скорее всего, будут изменены. Консультационная поддержка по психологическим и эмоциональным проблемам, как правило, необходима в любом возрасте, однако для подростков она особенно важна. В зависимости от интеллектуальных и физических способностей пациентов, даже взрослым иногда может требоваться помощь в уходе за ними, работе и повседневной жизни.

Удовлетворение потребностей воспитателей и родителей также является одним из важнейших компонентов лечения. Это обусловлено тем, что благополучие подверженного ДЦП человека во многом определяется благополучием его семья. Родителям на то, чтобы принять инвалидность ребёнка и вступить в борьбу с болезнью, потребуется определённое время и помощь со стороны работников здравоохранения. Врачи, как правило, работают вместе с семьями для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность проводимого лечения.

Хорошая программа должна ориентироваться на работу со всей семьёй, только тогда она будет способствовать открытому обмену информацией, улучшению поддерживающей терапии и укреплению партнёрских связей между родителями и контролирующими лечение ребёнка специалистами. Следует четко понимать: несмотря на то, что врачи являются квалифицированными экспертами, родители проводят значительно больше времени со своим ребёнком и знают его лучше.

Материал оказался полезным?