Физическая терапия

Курс физической терапии, как правило, начинается в первые годы жизни или вскоре после постановки диагноза. Именно физиотерапия является краеугольным камнем всей программы лечения церебрального паралича. Данные терапевтические программы предполагают выполнение определённых наборов упражнений, которые обеспечивают достижение двух очень важных целей: предотвращения ослабления либо повреждения мышц, которые не используются из-за ДЦП (атрофия), и снижения напряжения мышц и предотвращения их фиксации в жестком, анормальном положении (контрактура).

Резистивные программы упражнений (их также называют тренировками на развитие мышечной силы) и другие виды упражнений часто используются для увеличения мышечной деятельности, особенно у детей и подростков, страдающих от лёгких форм церебрального паралича. Ежедневные тренировки позволяют держать в тонусе мышцы, которые обычно не используются при движении, а также активные и менее склонные к атрофии мышцы. Выполнение упражнений также позволяет снизить риск развития контрактуры – одного из наиболее распространённых и серьёзных осложнений церебрального паралича.

Как правило, растущие дети растягивают свои мышцы и сухожилия при беге, ходьбе и любом движении, которое они выполняют в своей повседневной жизни. Этот механизм гарантирует, что мышцы ребенка растут с тем же темпом, что и его кости. Однако у детей, пораженных ДЦП, спастичность мышц не позволяет растягивать их. Результатом становится то, что рост мышц существенно замедляется относительно удлинения костей. Физиотерапевтические упражнения, которые могут применяться как сами по себе, так и в сочетании с ортопедическими устройствами (скобами), помогают предотвратить возникновение контрактуры за счёт растяжения спастических мышц.

Терапия труда

Целью такого рода терапевтических мероприятий является оптимизация функций верхней части тела, улучшение осанки ребёнка и обеспечение максимальной его подвижности. Трудотерапия помогает страдающим ДЦП пациентам освоить основные моменты повседневной деятельности: питание, одевание, использование туалета без посторонней помощи и т. д. Развитие такого рода независимости ребёнка значительно повышает его уверенность в себе, способствует формированию чувства собственного достоинства и позволяет несколько снизить требования, предъявляемые к воспитателям и родителям.

Рекреационная терапия

Методики данного направления терапии – такие, как гиппотерапия (терапевтическая верховая езда) – в ряде случаев применяются для лечения детей с относительно лёгкими нарушениями с целью улучшения двигательных навыков. Родители детей, принимающих участие в рекреационной терапии, как правило, замечают значительные улучшения в речи своего ребёнка, его самооценке и эмоциональном благополучии.

Спорные методы физической терапии

«Структурирование» - это методика физической терапии, которая основывается на принципе обучения детей, страдающих от церебрального паралича, двигательным навыкам в той же последовательности, в какой их изучают нормальные дети. Используя данный подход, терапевт начинает обучение пациента элементарным движениям – таким, например, как передвижение ползком (вне зависимости от возраста) – прежде чем переходить к изучению навыков ходьбы. Некоторые экспертные организации выразили серьёзные сомнения, касающиеся целесообразности такого подхода, которые были обусловлены тем фактом, что эффективность терапии не подтверждена соответствующими исследованиями.

Аналогично экспертные организации отзываются о технике Войта (направленное на развитие нервной системы лечение), которая была названа в честь впервые применивших этот подход мужа и жены. Согласно данной методике физиотерапии, инструкторы должны препятствовать совершению аномальных движений и поощрять выполнение ребенком движений нормальных.

Методика Войта оказала широкое влияние на основные физиотерапевтические методы лечения пациентов, подверженных детскому церебральному параличу, однако нет никаких доказательств того, что данный метод действительно способствует улучшению моторных навыков больного.

Методика специального обучения с инструктором (conductive education), которая была разработана в 1940-м году на территории Венгрии, является ещё одним методом физиотерапии, который одно время считался очень перспективным. Инструкторы пытались улучшить моторные навыки ребёнка, комбинируя ритмические виды деятельности, пение и аплодисменты, сочетая их с выполнением упражнений на специальном оборудовании. Данная методика терапии, к сожалению, не дала положительной динамики для детей, входящих в учебные группы.

Материал оказался полезным?